Catilinarische Existenz
Есть такая точка зрения, что Вера Камша "просто не любит Окделла". Её выражают, например, здесь:
www.diary.ru/~zliden/p53424928.htm
Я не знаю, кого там любит или не любит Камша, я в её душу не заглядывала, как не заглядывали в неё и авторы вышепомянутой фразы (нелишне б им об этом вспомнить). Я скажу, исходя из своего опыта. Когда писатель конструирует героев, то, получив свинью, он может пенять только на себя. Сам связал себе эти носки, сам теперь и носи. Но если герои к автору приходят, если он, подобно Богу, создаёт живых людей и даёт им дышать и расти, они могут преподнести создателю неприятный сюрприз, причём похуже съеденного невпопад плода. Именно это, насколько я могу судить по прочитанным книгам и публичным записям в журнале, произошло у Веры с Диком Окделлом. Сначала герой был и симпатичен, и дорог, и всем было ясно - а автору паче всех - что в нём что-то такое есть. А потом он себя так повёл, или душа его так повернулась, что и глаза б не смотрели. Открылась какая-то сторона в герое, некие черты личности, которых раньше было не видать или (вне нового ракурса) по достоинству не оценить - и... "Я понял, что в нём есть. Он предатель." (с)
У меня тоже есть персонаж, который изначально задумывался как положительный. Вернее, виделся таковым. Он казался самым здравомыслящим человеком во Вселенной более-менее страшных безумцев, он был умён, талантлив и надёжен, в нём что-то такое было, а потом его вдруг случайно припёрло к стенке - ну оказался не в то время не в том месте, встретился с кем не хотел - и выяснилось, что его здравомыслие есть на самом деле предпочтение знакомого и интересного лично для него зла "неправильному" и, главное, неинтересному добру. И я поняла, что в этом герое есть. Он просто-напросто предатель.
Так ли трудно понять автора, который в этой ситуации рассердится на героя? Ты в него вкладывала часть души, а он оказался худшим из всего, что только возможно. Тут обозлишься.
(Обратный случай у меня, кстати, тоже был: тот, кто сам по себе творил кажущееся ненужным зло, в широком контексте оказался предпочтительнее альтернатив.)
www.diary.ru/~zliden/p53424928.htm
Я не знаю, кого там любит или не любит Камша, я в её душу не заглядывала, как не заглядывали в неё и авторы вышепомянутой фразы (нелишне б им об этом вспомнить). Я скажу, исходя из своего опыта. Когда писатель конструирует героев, то, получив свинью, он может пенять только на себя. Сам связал себе эти носки, сам теперь и носи. Но если герои к автору приходят, если он, подобно Богу, создаёт живых людей и даёт им дышать и расти, они могут преподнести создателю неприятный сюрприз, причём похуже съеденного невпопад плода. Именно это, насколько я могу судить по прочитанным книгам и публичным записям в журнале, произошло у Веры с Диком Окделлом. Сначала герой был и симпатичен, и дорог, и всем было ясно - а автору паче всех - что в нём что-то такое есть. А потом он себя так повёл, или душа его так повернулась, что и глаза б не смотрели. Открылась какая-то сторона в герое, некие черты личности, которых раньше было не видать или (вне нового ракурса) по достоинству не оценить - и... "Я понял, что в нём есть. Он предатель." (с)
У меня тоже есть персонаж, который изначально задумывался как положительный. Вернее, виделся таковым. Он казался самым здравомыслящим человеком во Вселенной более-менее страшных безумцев, он был умён, талантлив и надёжен, в нём что-то такое было, а потом его вдруг случайно припёрло к стенке - ну оказался не в то время не в том месте, встретился с кем не хотел - и выяснилось, что его здравомыслие есть на самом деле предпочтение знакомого и интересного лично для него зла "неправильному" и, главное, неинтересному добру. И я поняла, что в этом герое есть. Он просто-напросто предатель.
Так ли трудно понять автора, который в этой ситуации рассердится на героя? Ты в него вкладывала часть души, а он оказался худшим из всего, что только возможно. Тут обозлишься.
(Обратный случай у меня, кстати, тоже был: тот, кто сам по себе творил кажущееся ненужным зло, в широком контексте оказался предпочтительнее альтернатив.)
Интересно, почему люди видят что-то плохое для текста в том, что Вера Дика не любит? Она отлично передаёт свой эмоциональный посыл к таким людям, стиль пропитан чувствами - и это прекрасно. Конечно, где-то к "Яду минувшего" это начинает раздражать, но тут уже вопрос не в отношении автора к Дику, а просто в том, что экзекуция слишком затянулась, вот и всё. Но сам факт того, что Вера-не-любит-Дика на мой взгляд не недостаток текста, и я не могу даже и понять, почему кто-то считает это недостатком. Это авторская позиция, вот и всё. Это Мартин ко всем нейтрален, но у него оттого и "мэссаджи" в книгах не читаются (вариант: не вкладываются), а Вера всё-таки русский автор и не боится ставить перед читателем пару-другую вопросов.
Я написала тебе на u-mail, глянь.
Как тут тебя "во френды" занести?
Ну, кому как. Я не говорю про то, что его надо убить или исправить. Но вполне вероятно, что было бы неплохо закончить над ним издеваться.) Дело в том, что Ричарда на жизненном пути со времён его предательства подстерегают одни неудачи. Сначала Вера уничтожила Альдо как Ракана - к СЗ уже ясно, что он не анакс, а "господин в белых штанах". Тем самым она подорвала мистические устои верности Дика (сам Дик, конечно, об это не в курсах, но тут не в его восприятии дело) - единственное что ХОТЬ КАК-ТО могло бы его оправдывать. Он проиграл дуэль Придду. Он облажался на службе в городе. Напортачил как один из устроителей Дорских гуляний. Проворонил приддательство. В конце ЯМ выясняется, что он даже пить не умеет! Его не любит Катари. У него отняли сначала Надор, потом и сюзерена. Что бы ни делал Дик - всё оборачивается неудачей, если взглянуть со стороны. Мало того! Он ещё и бешеными темпами тупеет (что неудивительно, но дополняет картину). И по-вашему экзекуция не затянулась? О_О
Давайте по пунктам:
1. Что могло бы оправдывать? Если бы Альдо был действительно Раканом? А тот факт, что он им не был, может перестать быть оправданием веры в своего господина? Вот бездумие, которое создает веру на базе стереотипа, действительно непростительно. А так - его самоотдача в отношении того, во что он верит, в целом, даже бескорыстна, думаю, никто еще не утверждал, что Дик служит Альдо за пожалованные особняки и титулы. Бескорыстие похвально.
2. Дуэль Придду он не проиграл, разошлись вничью. Придд тоже не бог весть какой фехтовальщик, если ухитрился на дуэли с Диком, которому до уровня Алвы далеко, получить ранение. Когда обе стороны получают ранения, значит - разошлись вничью.
3. Он напортачил на службе и в городе. А как бы он не напортачил, когда никакого опыта организаторской работы у него нет, да и нравы, обычаи и манеры простонародья он себе не очень-то представляет, мальчик из аристократической семьи, выросший в богом забытом Надоре? Это Эпинэ и Карваль от затеи Альдо за голову схватились, ну так они и на десять и более лет старше Дика. Дик еще ребенок, будем смотреть правде в глаза. И то, что он принимает должности - неудивительно, он пытается быть полезен, он не понимает, чем это может обернуться. А вот то, что Альдо его на эти должности ставит, характеризует монарха... кхм... своеобразно.
4. "Приддательство" проворонили все
5. Пить он не умеет - а когда бы он успел "проспиртоваться"? Молодежь редко умеет пить, да и алкоголь с больших количествах неполезен никому. Пьяный Алва - тоже не подарок
7.. Его не любит Катари. Естественно, Катари ему в матери годится. А кого она вообще любит-то?..
8. Отняли Надор. Собственно, как в этом мире работает связь эориев с силами, которые они воплощают, и клятв с землей, мы видим. Ради чего для Дика должно быть исключение?
9. Отняли сюзерена... кхм, а сюзерен ему принадлежал?
Не вижу экзекуции. Вижу течение жизни и последовательность причинно-следственных связей.
Событие - вероятностно. Каждый выбор человека и каждое его действие объяснено волей и её свободой. Почему из всего сонма вероятностей и из всего сонма выборов, Дик попадает в самые неприглядые ситуации?))
Бескорыстие похвально.
Черт характера не бывает в отрыве от места-времени, где они проявились. Служение дурному королю, даже и бескорыстное (особенно бескорыстное!) - не лучшая характеристика человека. Мне ближе даже Люра, который польстился на что-то стоящее - на деньги - чем Дик, который служит из-за каши в голове и каких-то иллюзий.
И последнее. Когда я читал ЯМ, мне хотелось, чтобы Дик продырявил Ворону голову. Просто так хотелось. Из чувства противоречия с этим самым течением жизни и причинно-следственными связями. А это для меня тревожный звоночек (в СЗ его уже не было, Вера что-то таки исправила, не пойму что). Думаете, автор это чувство хотел вызвать в моём сердце?..
Да, автор вполне могла не писать ту сцену опьянения. А почему бы ее не писать? Или Дик, единажды восхитившись алвовской манерой поведения, не взял ее подсознательно за модель самоутверждения ("как это должно быть восхитительно и жутко - жить, ни на кого не оглядываясь и над всеми смеясь!"). Алкоголь - сюда же, сколько молодняка пьет, чтобы показать, что "я уже взрослый!" Дик туда же, благо, необходимость доказывать свою состоятельность у него есть, ибо сам он взрослым себя не чувствует, собственно, он и на Валентина Придда во многом шипит потому что Придд взрослее и опытнее, и Дик это чувствует (приддовская "личностная аскелерация" - отдельная статья). Зачем из модели взаимодействия с реальностью убирать то, что не красит? Ведь стоит задача показать алгоритм такого взаимодействия, а не создать икону великомученика Дика.
Что у него удалось... а что у него могло удастся, когда сам он ни за что не готов отвечать до конца,когда он постоянно ищет себе Ведущего? Спасти Оноре в Октавианские праздники у него удалось, хоть на это хватило.
Служение дурному королю, даже и бескорыстное (особенно бескорыстное!) - не лучшая характеристика человека. - а я бы так не сказала. Для того, чтобы понимать, что король дурной, надо обладать критическим мышлением взрослого человека, каковым Дик не обладает. Он нашел себе Ведущего - и слепо следует за ним, как подросток, горячо и абсолютно честно. Что я нахожу положительным качеством. "Что делаешь, не делай вполовину".
Вам ближе Люра, который "польстился на стоящее"... А что стоящее, что нет? Является ли что-то стоящим, и что именно, мы определяем из имеющихся у нас принципов и потребностей. Я не могу повторить вслед за Бродским, что "ворюги мне милей, чем кровопийцы", и тот же Дик с кашей в голове, но бескорыстно служащий хоть и ходячей иллюзии, хоть и полному ничтожеству, мне милее Люра, который просто продался, как дешевая шлюха. И получил по заслугам. Дик хотя бы верит в то, что делает. Обманывая сам себя, но верит. В дело. В некие идеалы. А не просто продается.
А иллюзии у каждого из нас свои. Наверное, когда Люра разрубали напополам, деньги, которых он хотел, тоже казались ему иллюзией и он отдал бы все, чтобы не было этого момента.
А чувство противоречия с жизнью и причинно-следственными связями - безрезультатно.
Или Вы не о чертах характера, не об общем алгоритме, а о фатальной невезучести?
* невезучесть немножко не то слово. Я бы охарактеризовал эту черту судьбы Дика как "неспособность делать что-то, что вызовет уважение у читателя". Тот же Люра неплохо стреляет. Если следовать подмеченной мной системности "промахов" Дика, то в ситуации с предательством Люра он бы промазал, точно вам говорю)))))
И - с наступающим.) Поменьше вам окделлов в этом году.
На тему "неспособности делать что-то, вызывающее уважение у читателя"... неужели не встречалось таких людей, которые не могут вызвать уважение ни у кого, но при этом еще и требуют уважения "by default"? Между Диком и развитием стоит его убежденность в том, что ему и так все положено - "по праву эория", даже авторитет Ворона, которому Дик уступает во всем (что неудивительно) не смог из него эту убежденность вышибить. Что тоже неудивительно - с подобными иллюзиями люди прощаются крайне неохотно, если все "не так", то это не я плох, это мир устроен неправильно... так проще.
С наступившим и вас, до связи!
Мне очень нравится направление Ваших мыслей. Более того, творчество Веры Викторовны вызывает у меня особый интерес.
Если Вы не возражаете, я бы хотел воспользоваться возможностью знакомится с Вашими соображениями на сей счет.