Catilinarische Existenz
Алисины прихвостни, среди которых не последнюю роль играли старшие Эпинэ и Окделл, устроили что-то вроде ролевой игры в масштабе той части страны, которая была у них под контролем. Этой злосчастной частью были прежде всего их собственные провинции Надор и Эпинэ. Отыгрывали эти люди Священный Феодализм (ТМ). Такие игрища для экономики кончаются прескверно, поэтому Надор и Эпинэ несколько пришли в упадок по сравнению с доалисиными временами. Ролёвка сопровождалась массированной эсператистской пропагандой примерно штанцлеровской степени достоверности, что не могло хорошо отразиться ни на положении дел (нельзя успешно жить в реальном мире, отталкиваясь от сплошного "фэнтэзийного" вранья), ни на осведомлённости населения (и так неподкованного в экономической истории) о реальной причине своих неприятностей.
Потом пришёл лесник и всех разогнал, и тут оказалось, чтолес загажен, трава вытоптана, кругом валяются битые бутылки обе провинции находятся в довольно-таки плачевном состоянии. Поскольку изначально вся эта зараза исходила из столицы (а именно от Алисы), тому же Эпинэ было нетрудно набрать у себя кадры для восстания, свалив все неприятности, в которых был виноват он сам с подельниками, на "навозников" и "временщиков" в Олларии. Картина в реальной истории нередкая.
Потом пришёл лесник и всех разогнал, и тут оказалось, что
если взять эпизоды, когда Марсель и Давенпорт в разное время, вместе и порознь, проезжают через несколько графств провинции Эпинэ, то никаких признаков упадка там не наблюдается в принципе. Народ сыт, спокоен и настроен оптимистически лениво. С гипотетическим "упадком" это как-то плохо сочетается.
По Надору, кроме непосредственно владений Окделлов, тоже ничего такого не заявлено.
В общем, ситуацию с родовыми владениями оппозиционеров и им сочувствующих я бы не стал распространять на провинции в целом.
При том, что это давно уже не "их собственные провинции", а скорей провинции Савиньяков, Дораков, Рафиано, Манриков и Колиньяров
В ЛП перечисляются те четыре графства (из одиннадцати), которые поддержали мятеж: Старая Эпинэ, где расположены родовые земли семьи, Ариго, Пуэн, Агиррэ. Это те графства, где было сильно влияние старого Анри-Гийома и которые, с подачи Сильвестра, усиленно давил губернатор Колиньяр.
какие люди (какого сословия, откуда родом и почему) примкнули к восстанию Эгмонта Окделла?
Движущая сила - надорские дворяне, доверявшие Эгмонту, и посланные герцогом Эпинэ южане (из тех самых четырех графств). Ну а массовку создавали обычные ополченцы, которых герцог Окделл собрал в формируемые якобы для защиты Талига полки. Эти, как я понимаю, просто по привычке пошли за тем, кого они считали лидером.
А эти южане понимали, что их поднимают на мятеж? И кто они в массе были - дворяне и их челядь или тоже ополченцы?
и которые, с подачи Сильвестра, усиленно давил губернатор Колиньяр.
Это давление было прежде всего на кого? На поддержавших мятеж дворян или на простонародье? И какие были для него основания - просто наказать? Так головы порубить было б проще.
Вообще Дорак, на мой взгляд, смехотворно мало казнил (при том, что было кого и за что) и этим перед страной провинился.
Из Эпинэ пришла кавалерия, т.е. тот род войск, для которого нужны подготовленные кадры. Так что если там и было ополчение, то дворянское. Плюс люди из личных формирований герцога Эпинэ, после этого дела расформированных. Думаю, что они то понимали, что почем.
Это давление было прежде всего на кого? На поддержавших мятеж дворян или на простонародье? И какие были для него основания - просто наказать? Так головы порубить было б проще.
Давили, как я понимаю, всех, комплексно. В перспективе это должно было привести либо к открытому выступлению, после подавления которого ненадежные графства зачищались бы на совершенно законных основаниях (как на севере), либо к отпадению основной массы дворянства от "упертого" Анри-Гийома. С учетом всяких местных обстоятельств первый вариант был гораздо вероятнее, он в конце концов и реализовался. Только в очень неудачный момент.
Насчет того, что "мало казнил" и это плохо - ну, не знаю... Вообще-то нет никакой гарантии, что альтернативные методы, предлагаемые уже задним числом, в реальности дали бы лучший эффект. Одну яму обойдешь, так можешь провалиться в соседнюю. А эти "соседние" есть всегда, просто, если в одну наш герой уже рухнул, то про другие мы и не думаем, сосредотачиваемся на том, как бы можно было избежать той, что уже известна.
Этой гарантии никогда нет, но просчитать варианты всё ж можно. Не будь в Олларии живого Штанцлера, а в Эпинэ - людей, из-за которых решили "давить", гнили было бы на порядки меньше. И если бы Дорак сразу поснимал головы всех столичных предателей, Авнир бы ему там не понадобился. Сначала распустить амбарных крыс, а потом сжигать вместе с ними амбар - не выход. Лучше всё-таки, чтобы кот их ловил, даже и не по правилам.
Вообще, Дорака можно понять. Человек сначала очень не хотел топтать писаное право, а потом было уже поздно сделать что-либо другое.
И получается примерно следующее: мы знаем, к каким отрицательным последствиям привело то или иное действие/бездействие. И придумываем варианты, как бы надо было поступить, чтобы этих (именно этих) последствий избежать. Поскольку тут мы видим всю причинно-следственную цепочку, нам ситуация более-менее ясна. Только беда в том, что в силу недостатка информации (книга не безразмерная, все и вся в нее не впихнешь) нам трудно спрогнозировать, какие отрицательные последствия могут возникнуть уже в результате наших альтернатив. И не будут ли они по своей тяжести перекрывать то, от чего мы хотели бы уйти.
Вот ты можешь уверенно заявить, что при растоптанном и отброшенном Диомидом или Сильвестром "писанном праве" Талиг не загнулся бы гораздо раньше, охваченный массовыми междоусобицами внутри и атакуемый обрадованными врагами снаружи? А ведь слом вековых традиций тем и череват, что люди начинают считать вполне приемлемыми те действия, о которых их предки и подумать не могли.
Это прямо зависит от масштабов попрания права и условий, в которых это было бы сделано. Ограниченный, упорядоченный, строго контролируемый инициатором террор практически всегда приводит к желаемым результатам. Судить об этом можно, потому что тому множество прецедентов в истории. Для успеха такого мероприятия даже не нужна поддержка населения, но после глупого мятежа ЛЧ Сильвестру была бы обеспечена и она.
Вот бы еще быть уверенным, что в данном конкретном случае он вдобавок не приведет к результатам нежелаемым. А история как раз и показывает, что масса начинаний привела совсем не к тем результатам, что планировались изначально. Если "законность" является одним из основополагающих принципов государства, созданного Олларами, то последствия отказа от него, вроде бы оправданные на текущий момент, могут быть вовсе не столь приятными в перспективе.
Если "законность" является одним из основополагающих принципов государства, созданного Олларами, то последствия отказа от него, вроде бы оправданные на текущий момент, могут быть вовсе не столь приятными в перспективе.
Ничего. _Введение_ законности в нерушимый принцип тоже обычно дорого стоит и влечёт за собой массу неприятностей (вроде безнаказанных предательств). Всякому решению своё время.